e1db926a3ed53b94

Уроки армянского

Почему на армянских театральных подмостках больше ставят Шекспира или мировую классику в целом, и очень мало — современных армянских драматургов? Что хочет видеть армянский зритель на подмостках ереванских театров? Обо всем этом разговор с известным драматургом Александром Овсепяном.

— Существует современная армянская драматургия?

— Современная армянская драматургия, безусловно, существует. Другое дело, что она собой представляет.

— И что именно она собой представляет? И кто эти люди, о которых мы ничего не знаем?

— Это люди, группирующиеся вокруг журнала «Драматургия», который возглавляет Карине Ходикян. Если почитать эти работы, становится понятным, что хорошие драматурги в Армении есть, но их процентов десять от общего количества, публикующегося в журнале. А из этих десяти процентов пьес до подмостков театров доходят вообще единицы. И происходит странный процесс. Драматурги есть, но их пьес не сцене мы не видим. А режиссеры театров в это время заявляют, что армянской драматургии нет как таковой, и поэтому они вынужденно ставят то, что ставят.

— Чем же объяснить этот странный процесс? Шекспир — понятно, но в целом…

— Да, на Шекспире любой режиссер зарабатывает очки. В его творческой биографии появляется постановка пьесы мирового значения, написанная драматургом мирового значения. Мы, я имею в виду армяне, сегодня, видимо, самые большие поклонники Шекспира. Каждый второй режиссер его ставит. А как ставит — это вопрос второстепенный, судя по всему. То есть мы в этом вопросе абсолютные формалисты. Если вы хотите получать уроки армянского, то вы можете обращаться к нам.

Есть и другие объяснения процесса, который у нас происходит. Начнем с того, что режиссеры театра сегодня больше предпочитают адаптировать для театра прозу, потому что они становятся соавторами адаптации и получают деньги, к тому же у них развязаны руки в творческом плане. С пьесой так не поступишь, у пьесы конкретный автор, который вложил туда свои идеи и подходы и будет их отстаивать. Во-вторых, театры избегают острых и актуальных тем, потому что это социальная ответственность. А никому не хочется брать на себя эту ответственность. В-третьих, когда-то в советские времена, профессия драматург была престижной. И, что немаловажно, денежной профессией. Были люди, и их все знают, которые клепали одну пьесу за другой, к каждой исторической дате, к каждому юбилею и получали очень и очень хорошие деньги. Сейчас такого нет. За пьесу платят смешные деньги, если вообще платят, автор редко когда получает проценты со спектакля. Одним словом, престиж профессии сильно упал. Молодые в нее не идут. Тем более, что сегодня общество намного свободнее, выбора больше, и способные люди предпочитают бизнес, политику и т.д, то есть сферы, где можно заработать реальные деньги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *